Доклад воспитателя.
Вступительное слово.
Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители кому небезразлична судьба своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети сами смогли достичь желаемого.
Однако кто может сказать, какие именно качества потребуются ребёнку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком либо виде творчества?
Мало кто из родителей задумывается над этим, большинство из родителей считает, что именно они лучше всех могут знать, каким должен вырасти их ребёнок. . То, что при этом
не только не учитываются интересы самого ребёнка, но зачастую и просто игнорируются.
Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования.
Ознакомление с терминологией.
Воображение — это свойство человеческого разума, позволяющее нам как воспроизводить образы предметов и явлений, которые мы прежде ощущали, так и конструировать для себя отрезки реальности, которые мы некогда и никак не воспринимали.
Воображение — это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Самый благоприятный возраст для развития воображения – это именно дошкольный возраст. Долгое время обучение детей строилось на основе действия ребёнка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослыми. При таком подходе творческая сила воображения к 8 годам угасает и развитие творческого потенциала ребёнка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в ребёнке не способность делать по указанию или образцу то , что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. Творчество доступно каждому. Ребёнок , строящий свой первый дом из песка, может быть назван творцом. Процесс творчества обусловлен особым видом мыслительной деятельности — творческим мышлением.
Анализ возрастных особенностей, обуславливающих возможность творческого мышления.
Внешние проявления творческого развития разнообразны. Они выражаются в дошкольном возрасте, прежде всего, как более быстрое развитие речи и мышления, как любознательность ребёнка, как его исследовательская активность.
Поэтому и педагогам и родителям нужно стремиться стимулировать мотивацию ребёнка к проявлению творчества, создавать условия для процесса творческого мышления, создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, которым сопровождается процесс создания нового в любом виде деятельности. Поэтому уже сейчас хочется предупредить родителей о том, что в отношении своих детей нужно следовать девизу: «Инициатива не наказуема». Создавать условия для развития творческого мышления нужно уже в старшем дошкольном возрасте, иначе инициатива не возникнет, она будет загублена в последующие годы.
Даже такие простые предложения со стороны взрослого смогут способствовать созданию условий для развития творческого мышления:
— Попробуй по другому ответить на этот вопрос.
— Попробуй придумать своё окончание сказки.
— Дорисуй, чтобы получилось что-нибудь новое.
— Попробуй придумать, своё решение этой ситуации.
Чем больше творческих действий будет совершать ребёнок, тем существенней рост способностей (созидания). Это способствует появлению таких качеств личности, как независимость , открытость, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.
Условия, стимулирующие развития творческого мышления:
— Ситуация незавершённости способствует развитию открытости в отличие от точно заданных и чётко контролируемых;
— Разрешение и поощрение множества вопросов;
— Стимулирование ответственности и независимости;
— Внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.
Последние десятилетия привнесли ряд существенных изменения как в жизни людей в целом, так и в развитии детей в частности.
Увеличился поток информации, появилась необходимость постоянно обновлять знания. Успешность адаптации детей к постоянно изменяющейся окружающей среде будет зависеть от того, как они могут адекватно оценить свои возможности и как могут самоизменяться в соответствии с возникшими обстоятельствами.
Поэтому очень важно, чтобы у ребёнка вырабатывался внутренний стимул к движению вперёд.
Важным является изучение творческого мышления и наставников детей, то есть педагогов и родителей. У наставников с высоким творческим потенциалом дети добиваются хороших результатов в учёбе. Если же наставники не проявляют своих творческих способностей, то даже творчески одарённые дети не раскрываются, не реализуют своих возможностей.