Круглый стол с родителями воспитанников «Развитие творческих способностей ребёнка»

Доклад   воспитателя.

Вступительное  слово.

Сегодняшняя  действительность  предъявляет  высокие  требования  к  темпу  и  уровню  жизни.  Естественно,  что  родители  кому  небезразлична  судьба  своих  детей,  стараются  уже  в  раннем  возрасте    обеспечить  необходимыми  условиями  для  того,  чтобы  выросшие  дети  сами  смогли   достичь  желаемого.

Однако  кто  может  сказать,  какие  именно  качества  потребуются  ребёнку  в  будущем?   И  что окажется  важнее: успешное  освоение  школьной  программы  или  возможность  самореализации  в  каком  либо  виде  творчества?

Мало  кто из  родителей  задумывается  над  этим,  большинство  из  родителей  считает,  что  именно  они  лучше всех  могут  знать,  каким  должен  вырасти  их  ребёнок. .  То,  что  при  этом

не только  не  учитываются   интересы  самого  ребёнка,  но  зачастую  и  просто  игнорируются.

Родители,  являясь самыми  главными  людьми  в  жизни  своих  детей,  напрямую  способствуют  формированию  черт  характера,  качеств  личности,  способностей.  Дети,  реагируя  на прямые  и  невысказанные  ожидания  родителей,  стараются  быть  как  можно  лучше,  удовлетворяя  эти  требования.

Ознакомление  с  терминологией.

Воображение —  это свойство  человеческого  разума, позволяющее  нам  как  воспроизводить   образы  предметов  и  явлений,  которые  мы  прежде  ощущали,  так  и  конструировать  для  себя  отрезки  реальности, которые  мы  некогда и  никак  не  воспринимали.

Воображение  это  важнейшая  высшая психическая  функция,  которая  лежит  в  основе   успешности  всех  видов творческой  деятельности  человека,  в  том  числе  и  взрослого.  Самый  благоприятный  возраст  для  развития   воображения – это  именно  дошкольный  возраст.  Долгое  время  обучение  детей  строилось  на  основе  действия  ребёнка  по  образцу,  воспроизведения  модели,  предлагаемой  взрослыми.  При  таком  подходе  творческая  сила воображения  к 8 годам  угасает  и  развитие  творческого  потенциала  ребёнка  бывает  очень  затруднено.  Поэтому  взрослые  должны  научиться  ценить  в  ребёнке  не способность  делать  по  указанию  или  образцу  то  ,  что  предлагает    взрослый,  а  придумывать  свои  собственные  планы,  формировать замыслы  и  реализовать   индивидуальное  воображение  во  всех  видах деятельности.     

Творчество – это  процесс,  присущий  деятельности  человека.  Творчество  доступно  каждому.  Ребёнок  ,  строящий  свой  первый  дом  из  песка,  может  быть назван  творцом.  Процесс  творчества  обусловлен  особым  видом  мыслительной  деятельности  —  творческим  мышлением.

Анализ  возрастных  особенностей,  обуславливающих  возможность  творческого  мышления.

Внешние  проявления  творческого  развития   разнообразны.  Они  выражаются  в  дошкольном  возрасте,  прежде  всего,  как  более  быстрое  развитие  речи  и  мышления,  как  любознательность  ребёнка,  как  его  исследовательская   активность.

Поэтому  и  педагогам  и  родителям  нужно стремиться    стимулировать  мотивацию  ребёнка  к  проявлению  творчества,  создавать  условия  для  процесса  творческого  мышления,  создавать  условия  для  переживания  и  осознания  интеллектуального   удовольствия,  которым  сопровождается  процесс  создания  нового  в  любом  виде  деятельности.  Поэтому  уже  сейчас  хочется  предупредить   родителей  о  том,  что  в  отношении  своих  детей  нужно  следовать  девизу:  «Инициатива  не  наказуема».  Создавать  условия  для  развития  творческого  мышления  нужно  уже  в  старшем  дошкольном  возрасте,   иначе инициатива  не  возникнет,  она  будет  загублена  в  последующие  годы.

Даже  такие  простые  предложения  со  стороны  взрослого  смогут  способствовать   созданию  условий  для  развития  творческого  мышления:

—  Попробуй  по  другому ответить  на  этот  вопрос.

—  Попробуй  придумать  своё  окончание  сказки.

—  Дорисуй,  чтобы  получилось  что-нибудь  новое.

—  Попробуй  придумать,  своё решение  этой   ситуации.

Чем  больше  творческих   действий  будет  совершать  ребёнок,  тем  существенней  рост  способностей (созидания).   Это   способствует  появлению    таких   качеств  личности,   как  независимость ,  открытость,  чувствительность  к  проблемам,  высокая  потребность  в  творчестве.

Условия,  стимулирующие  развития  творческого  мышления:

— Ситуация  незавершённости  способствует  развитию  открытости  в  отличие  от  точно  заданных  и  чётко  контролируемых;

— Разрешение  и  поощрение  множества  вопросов;

— Стимулирование  ответственности  и  независимости;

— Внимание  к  интересам  детей  со  стороны  взрослых  и  сверстников.

Последние  десятилетия  привнесли  ряд  существенных  изменения  как  в  жизни  людей  в  целом,  так  и  в  развитии  детей  в  частности.

Увеличился  поток  информации,  появилась  необходимость  постоянно  обновлять  знания.  Успешность  адаптации  детей   к  постоянно  изменяющейся  окружающей  среде  будет  зависеть  от  того,  как  они  могут  адекватно  оценить  свои  возможности  и  как  могут  самоизменяться  в  соответствии  с  возникшими  обстоятельствами.

Поэтому  очень  важно,  чтобы  у  ребёнка  вырабатывался  внутренний  стимул  к  движению  вперёд.

Важным  является  изучение  творческого  мышления  и  наставников  детей,  то  есть  педагогов  и  родителей.  У  наставников  с  высоким  творческим  потенциалом  дети  добиваются  хороших  результатов  в  учёбе.  Если же  наставники  не  проявляют  своих  творческих  способностей,  то  даже  творчески  одарённые  дети  не  раскрываются,  не  реализуют  своих возможностей.